+7 495 603-30-15

Слет юных экологов на Куршской косе

Слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» реализуется в рамках мероприятий Постоянного комитета Союзного государства. Впервые Слёт состоялся в июле 2006 года  и с этого времени традиционно проводится с периодичностью один раз в два года поочередно на особо охраняемых природных территориях Беларуси и России.

Почему Слет? Четкого определения этого понятия («слет») нет. Одновременно отмечается, что начиная с 50-х годов прошлого столетия  слет был и в настоящее время остается одной из ведущих организационных форм в работе с детьми и молодежью, которая подразумевает мероприятие, дающее возможность развивать. Поэтому с одной стороны, слет рассматривается как соревновательное мероприятие, а с другой — мероприятие, наполненное позитивными эмоциями и настроем на успех в выбранном направлении деятельности.

Слет юных экологов призван развивать и поддерживать интерес и ответственное отношение молодых людей к окружающей нас природе, способствовать укреплению дружеских связей между юными экологами и биологами Беларуси и России. Содержание конкурсной программы Слета было определено глубоким убеждением его организаторов в том, что  информация, полученная школьниками из книг и Интернета,  никогда  не заменит собственный опыт их живого общения  с природой. Лозунги с призывами беречь природу для них менее убедительны перед естественным желанием сохранить ее красоту, которую каждый из них ощущает и видит собственными глазами.

Цель  мероприятия - укрепление сотрудничества между образовательными учреждениями Российской Федерации и  учреждениями образования Республики Беларусь, направленное на решение проблем экологического образования и нравственного воспитания подрастающего поколения через совместную исследовательскую деятельность российских и белорусских школьников.  

 Задачи:

- ознакомление учащихся с видовым разнообразием заповедной территории, системой охраны природы в Российской Федерации, с культурными традициями русского народа;

- проведение совместных экологических исследований и природоохранных мероприятий на территории ФГБУ “Национальный парк  «Куршская коса» Калининградской области (Российская Федерация);

- обмен идеями и опытом, методиками научно-исследовательской работы в полевых условиях и организацией совместной проектной деятельности юных экологов Беларуси и России;

- нравственное воспитание учащихся, активизация их гражданской ответственности за сохранение природной среды;

- поощрение учащихся, имеющих глубокие знания по биологии и экологии, владеющих навыками исследовательской работы по изучению экологического состояния природной среды.


Государственным заказчиком-координатором проведения данного мероприятия выступало Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственным заказчиком - Министерство образования Республики Беларусь.

Непосредственным исполнителем — ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр“.


Слет 2016 года был шестым по счету, проходил в период с 22 по 29 июля  т.г.

Местом его проведения стала Калининградская область, Национальный парк  «Куршская коса».


На открытии Слета, которое состоялось 22 июля в Музее Мирового океана (г. Калининград) юных конкурсантов приветствовали представители Постоянного Комитета Союзного государства, Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации (видео-приветствие), Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования Калининградской области, Национального парка «Куршская коса». Выступающие пожелали участникам слета хорошего настроения, новых друзей, успехов в учебе и здоровья.

С приветственным словом от имени Государственного секретаря Союзного государства к ребятам обратился заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Д.А. Безруков. В частности, в приветствии говорится «Участие в экологических исследованиях                         и природоохранных мероприятиях, интерес к биологии и экологии … будут способствовать духовному и нравственному развитию личности, в будущем помогут найти свой жизненный путь, воспитать гражданскую ответственность за сохранение природной среды!».

Участниками Слета были 70 – школьников  8 – 10 классов, из них: 35 человек - представители от 22 субъектов Российской Федерации (республики - Башкортостан, Крым, Марий-Эл, Татарстан; края — Краснодарский, Пермский; области - Белгородская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Псковская, Свердловская, Смоленская,  Ярославская; города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург); 35 человек — представители от 5 областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Минская, Могилевская) и столицы (г. Минск) Республики Беларусь. Состав участников Слета был сформирован из числа победителей биолого-экологических конкурсов, олимпиад, региональных, областных, федеральных и республиканских слетов в Беларуси и России.

Партнеры Слета:

ГАУ КО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»;

ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»;

ФГБНУ «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»;

МБОУ «Основная общеобразовательная школа п. Приморье» Светлогорского района Калининградской области;

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Рыбачий» Зеленоградского района Калининградской области.


Центральным содержанием Слета стала  конкурсная программа, для реализации которой были привлечены 9 специалистов, ученых из России и Беларуси:

Булгаков Дмитрий Борисович — директор ГАУ КО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», доцент кафедры биоэкологии и биоразнообразия Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, кандидат биологических наук (председатель жюри конкурсной программы Слета);

Скуратович Аркадий Николаевич - научный сотрудник Научноисследовательского института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича Национальной академии наук Республики Беларусь (жюри по направлению «ботаника»)

Волкова Татьяна Петровна - педагог дополнительного образования ГАУ КО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Председатель регионального отделения Всероссийского детского экологического движения «Зелёная планета»,  (жюри по направлению «ботаника»);

Лукашук Александр Олегович - старший научный сотрудник ГПУ «Березенский биосферный заповедник»,  (жюри по направлению «зоология  (энтомология)»)

Гришанова Юлия Николаевна - доцент кафедры биоэкологии и биоразнообразия Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, кандидат биологических наук, (жюри по направлению «зоология  (орнитология)») ;

Филиппенко Дмитрий Павлович - методист ГАУ КО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», кандидат биологических наук, (жюри по направлению «гидробиология»);

Верес Юлия Константиновна - старший научный сотрудник НИЛ гидроэкологии биологического факультета Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, (жюри по направлению «гидробиология»);

Карпиченко Александр Александрович - доцент кафедры почвоведения и земельных информационных систем географического факультета Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, (жюри по направлению «почвоведение»);

Поветкина Наталья Львовна - доцент кафедры почвоведения, геологии и ландшафтоведения Российского государственного аграрного университета - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, кандидат биологических наук, (жюри по направлению «почвоведение») .

Конкурсная программа состояла  из теоретического и практического туров. Теоретический тур включал в себя проверку экологических знаний по  вопросам общей экологии, который проходил в форме тестирования - 30 заданий различного типа, был рассчитан на 1 час 30 минут.

    Типы заданий с максимальным количеством баллов :


заданий

Тип задания

Максимальное количество баллов

1-19

I. тип задания - один правильный ответ из предложенных (19 тестовых задач)

19

20-22

II. тип задания - несколько правильных ответ из предложенных (3 тестовые задачи)

6

23

III. тип задания – выбрать верные утверждения

3

24

IV. тип задания - найдите соответствие и впишите правильные ответы

5

25-26, 30

IV. тип задания - тестовая задача открытого типа с комментарием: выбор правильного ответа, обоснование выбранного ответа

15 за три задания

27

V. тип задания - тестовая задача открытого типа с комментарием: написать обоснование к предложенным ситуациям


8

28

VI. тип задания - тестовая задача открытого: сформулировать ответы на вопросы в текстовой части  задачи

6



Средний балл по результатам тестирования составил 45,4 при максимальном  - 62 балла, за все правильные ответы на вопросы теста.

Практический тур предусматривал участие конкурсантов в проведении полевых исследований  в тематических группах по направлениям: ботаника, зоология (орнитология и энтомология), почвоведение, гидробиология, с последующей камеральной обработкой собранных материалов исследований и подготовкой отчетных материалов. Максимальная оценка практического тура составляла 100 баллов.

Для проведения  полевых исследований на территории Национального парка «Куршская коса» была организована работа полевых лабораторий по каждому из тематических направлений, где  школьникам предполагалось совершить личные открытия удивительного мира составляющего природное наследие одного из уголков великой России. И эти личные открытия особо значимы для формирования личности каждого из них и не менее важны, чем изучение ими глобальных открытий человечества.

В процессе проведения практического тура конкурсантами Слета была проделана следующая работа.

Участниками полевой лаборатории «Почвоведение» выполнено шесть почвенных разрезов, подготовлена коллекция образцов почв Куршской косы  и участка леса в Светлогорском лесничестве.

Задачами лаборатории были:

1. Изучить и описать типичные почвы НП «Куршская коса»;

2. Сделать описание растительного покрова в местах заложения разрезов;

3. Дать оценку экологического состояния почв НП «Куршская коса»;

4. Составить рекомендации по улучшению и сохранению почв НП «Куршская коса».

Определение морфологических признаков производилось при помощи: а) цвет - по треугольнику Захарова; б) гранулометрический состав - полевыми методами (зеркала, скатывания шнура); в) влажность, плотность, тип сложения определялись на ощупь; г) структура, включения, новообразования, обилие корней определялись визуально; д) наличие карбонатов в почве - при помощи 10% НCI; е) актуальная кислотность – с помощью индикаторной бумаги.

Учащиеся приобрели навыки определения гранулометрического и химического состава изучаемых почв, проведения в практических условиях анализа связи факторов почвообразования с почвенными свойствами и процессами почвообразования, выявление, обусловливающих дифференциацию почвенного покрова, ознакомления с флорой и растительными ассоциациями изучаемых территорий и обучение геоботанической диагностике почв и почвенного покрова,  приобрели навыки работы в полевых условиях.

По результатам полевых исследований участниками Слета данной тематической группы была проведена научно-исследовательская работа  («Почвы Национального парка «Куршская коса»), подготовлена презентация, составлены рекомендации по улучшению и сохранению почв НП «Куршская коса».

Юные экологи полевой лаборатории «Ботаника»  приняли участие в описании трех геоботанических ассоциаций (лесной участок на Куршской косе, лесной участок в Светлогорском лесничестве, луговой участок в окрестностях п. Рыбачий).

Задачами лаборатории были:

1. Изучить состояние фитоценоза лесных и луговых для определения группы ассоциации;

2. Изучить возобновление леса для прогнозирования процессов сукцессии;

3. Провести описание состояния древостоя для определения жизненности доминирующих видов;

4. Изучить признаки дигрессии леса и луга и определить степень их проявления.

В ходе проведения полевых и камеральных работ учащиеся получили навыки по изучению морфологии, систематике, экологии, фитоценологии и географии растений; ознакомления с разнообразием видов растений, флорой и растительностью региона, работы с определителями региональной флоры, практических умений по технике сбора и сушки растений, монтировке гербария. заготовления гербарных и фиксированных материалов для лабораторно-практических занятий. Кроме того, познакомились с основными принципами проведения научно-исследовательской работы. В процессе полевых исследований были выполнены две научно-исследовательских работы («Изучение современного состояния ассоциации соснового леса у побережья залива на 14 км  Куршской косы» и «Изучение современного состояния суходольных ассоциаций луга в поселке Рыбаций»), подготовлены  презентации.

Участники полевой лаборатории «Гидробиология» обследовали три водных объекта: Куршский залив, оз. Чайка и пруд в п. Приморье. Всего взято 6 проб воды, собрано и определено 67 видов водных беспозвоночных и 13 видов водной растительности.

Учащиеся научились определять органолептические показатели двух исследуемых водоемов, проводить гидрохимический анализ водоемов, изучили видовое разнообразие гидробионтов, определили их обилие и дали экологическую характеристику.

Камеральная обработка включала: определение содержания нитратов, фосфатов, общей жесткости, рН воды, идентификацию видов беспозвоночных животных и макрофитов, расчет индекса Жаккара и оценку качества воды по Майеру.

В период работы лаборатории была выполнена научно-исследовательская работа («Сравнительная гидроэкологическая характеристика водоемов Куршской косы»),  подготовлена  презентация.

Участниками полевой лаборатории «Орнитология» проведены три орнитологических маршрута в ходе которых были  решены следующие задачи:

1. Определить видовой состав позвоночных животных на исследуемой территории;

2.Охарактеризовать  структуру зооценоза;

3.Провести экологический анализ фауны позвоночных  в месте исследования.

Всего было выявлено и определено 40 видов птиц, относящихся к 10 отрядам.

Учащиеся научились владеть понятийным аппаратом современной орнитологии,  получили представление об анатомических и эколого-физиологических особенностях птиц, периодических явлениях в жизни птиц, их роли в экосистемах. Определили видовой состав и особенности экологии птиц Куршской косы. Научились организовывать и проводить авифаунистические исследования.

По итогам работы данной лаборатории выполнена научно-исследовательская работа («Фауна позвоночных животных Национального парка «Куршская коса») и  подготовлена презентация проекта.

Участники полевой лаборатории «Энтомология» узнали строение, основы систематики, биологические особенности и экологию насекомых, обитателей лесных и луговых участков Национального парка «Куршская коса» и особенности их поведения, научились определять насекомых, наносящих ущерб и вызывающих ослабление, снижение устойчивости и продуктивности лесов, потери урожая семян, гибель сеянцев, саженцев, молодняков и насаждений. Кроме того, учащиеся собрали коллекцию, в которую вошли более 130 видов насекомых (в том числе впервые для территории Национального парка подтверждено обитание 4 видов из Красной книги), выполнили научно-исследовательскую работу, подготовили презентацию по итогам работы.

Все участники полевых лабораторий показали высокий уровень мотивации к изучению эколого-биологических дисциплин и прекрасную подготовку по соответствующему профилю.

Для определения победителей и призеров конкурсной программы Слета в личном зачете была проведена итоговая экспедиция. По решению жюри участниками итоговой экспедиции  стали 25 человек, набравшие наибольшее количество баллов по результатам теоретического и практического туров конкурса.

Конкурсная программа завершилась итоговой конференцией, где участниками каждой тематической группы перед жюри были представлены отчетные материалы с презентациями работ проведенных  ими исследований.

Результаты выполненных научно-исследовательские работ получили высокую оценку жюри Слета и были переданы в научный отдел Национального парка «Куршская коса» для включения их в отчет  за 2016 год.  

По результатам конкурсной программы Слета были определены победители и призеры в командном и личном зачетах, а так же абсолютные победители от Российской Федерации и от Республики Беларусь.


Победителями в командном зачете стали:

Игнатенко Александр    

Калужская область, Российская Федерация


Салей Татьяна                

Брестская область, Республика Беларусь

Прокофьева Екатерина

Псковская область, Российская Федерация

Богуцкий Михаил

Витебская область, Республика Беларусь

Смирнов Даниил

Смоленская область, Российская Федерация

Чижонок Александра

Могилевская область, Республика Беларусь

Шумилов Артем          

Калининградская область, Российская Федерация

Хотянович Юлианна

Минская область, Республика Беларусь

Ложкин Вячеслав

Свердловская область, Российская Федерация

Шило Андрей

Минская областьРеспублика Беларусь



Призеры (2-е место) в командном зачете:

Коноваленко Артур

Белгородская область, Российская Федерация

Сазановец Кристина   

Могилевская область, Республика Беларусь

Олейник Ольга

Мурманская область, Российская Федерация

Черенкевич Татьяна      

Брестская область, Республика Беларусь

Харисов Константин      

Республика Башкортостан, Российская Федерация

Лозовский Артем

г. Минск, Республика Беларусь

Голубев Александр

Ивановская область, Российская Федерация

Пищелин Антон

Витебская область, Республика Беларусь

Мирошниченко Юлия

Краснодарский край, Российская Федерация

Ускова Анастасия

Могилевская область, Республика Беларусь



Призеры (3-е место) в командном зачете:

Тачкина Татьяна

Пермский край, Российская Федерация

Капустина Анна

Брестская область, Республика Беларусь

Самигуллина Ирина

Оренбургская область, Российская Федерация

Секко Сергей

Могилевская область, Республика Беларусь

Мурзина Влада

Республика Марий-Эл, Российская Федерация

Касперович Кристина

Минская область, Республика Беларусь

Макарычева Анна

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Антонюк Наталья

Брестская область, Республика Беларусь

Максименко Христина

Костромская область, Российская Федерация

Бычкова Татьяна

Витебская область, Республика Беларусь



Победитель в личном зачете:

Чаузова Дарья  

Калининградская область,

Российская Федерация



Призеры (2-е место) в личном зачете:

Сафин Рустем

Республика Татарстан, Российская Федерация

Сазановец Кристина

Могилевская область, Республика Беларусь



Призеры (3-е место) в личном зачете:

Шумилов Артем          

Калининградская область, Российская Федерация

Игнатенко Александр    

Калужская область, Российская Федерация


Салей Татьяна                  

Брестская область, Республика Беларусь



Абсолютными победителями Слета стали:

Черенкевич Татьяна      

Брестская область, Республика Беларусь

Харисов Константин      

Республика Башкортостан,

Российская Федерация



Победители и призеры Слета получили дипломы Постоянного комитета Союзного государства и памятные призы.

Дипломами и памятными призами были отмечены 16 участников Слета, занявшие с 4-го по 7-е место в каждой из 4-х тематических направлений (ботаника, зоология, гидробиология и почвоведение):

4-е место

Алексейчик Вера          

Брестская область, Республика Беларусь

Есакова Елена              

Ярославская область, Российская Федерация

Сериков Егор                

Кемеровская область, Российская Федерация

Тупик Ксения           

Минская область, Республика Беларусь

5-е место

Баранов Сергей        

Гомельская область, Республика Беларусь

Иванова Алла  

Республика Марий-Эл, Российская Федерация   

Мазуренко Илья

г. Минск, Республика Беларусь

Скоблик Валерия

Гомельская область, Республика Беларусь

6-е место

Гапонько Наталья  

Минская область, Республика Беларусь

Логинова Елена     

Омская область, Российская Федерация

Лозицкая Дарья      

Брестская область, Республика Беларусь

Шаповалов Святослав

Витебская область, Республика Беларусь

7-е место

Грынцевич Ростислав

Брестская область, Республика Беларусь

Макашинов Кирилл      

Ивановская область, Российская Федерация

Малашкевич Юлия        

Витебская область, Республика Беларусь

Новиков Илья

Гомельская область, Республика Беларусь



Каждому участнику Слета был выдан сертификат участника.


28 июля 2016 года в 14.30 в Детском оздоровительном лагере Кадетского морского корпуса Андрея Первозванного в г. Светлогорске (Калининградская область) в торжественной обстановке состоялось награждение участников Слета.

Конкурсная программа Слета дала его участникам возможность общения с увлеченными людьми, которые направляли  развитие  их интереса, учили мыслить и анализировать ход             научно-исследовательской и практической деятельности.

Для многих участников Слет стал импульсом к раскрытию своего потенциала, дал прекрасную возможность продемонстрировать свои способности, обрести уверенность в себе.

Участники Слета побывали  на экскурсиях  по г. Калининграду и  территории Национального парка «Куршская коса», посетили полевой стационар  биостанции «Фрингилла» Зоологического института РАН; стали активными участниками интеллектуальных игр, вечеров дружбы («Две сестры Беларусь и Россия») и отдыха («В кругу друзей»), посетили музеи, культурные и исторические памятники Калининградской области.  

Организаторы  мероприятия уверены, что для всех участников Слет  запомнится  яркими идеями, интересными встречами.

В рамках программы Слета был проведен «круглый стол» на тему: «Обсуждение концепции естественнонаучного образования» с участием педагогов Калининградской области.  

Слет способствовал укреплению связей между учреждениями образования Беларуси и России, что позволит в дальнейшем осуществлять обмен делегациями школьников по совместной проектной деятельности, откроет новые перспективы интеграционного сотрудничества   в сфере экологического образования подрастающего поколения двух государств.


Итоги командного зачета

Список экспедиции (Личный зачет)

Фото

Видео